Круглый стол о роли СМИ в освещении избирательного процесса состоялся в Нижнем Новгороде.
Это связано с несколькими обстоятельствами. Первое обстоятельство – это то, что медиатехнологии проникли во все сферы жизни. Медиатизация политики и, в том числе, избирательного процесса сегодня уже не вызывает ни у кого удивления. Это касается и непосредственно работы института общественных наблюдателей. Если вчера общественные наблюдатели были просто немыми участниками процесса, сегодня они становятся медиа-активистами, и во многом именно их реакция и мгновенная обратная связь с обществом влияет на установление доверия к ходу и результатам выборов.
Во-вторых, давно уже нет разделения на традиционные и новые средства массовой информации. Информационно-коммуникативные технологии проникли во все сферы человеческой деятельности. Масс-медиа стали конвергентными. Именно поэтому сегодня вопрос о правовых основаниях работы самых разных масс-медиа, вопрос об этических и технологических основаниях их работы имеет большое значение, - подчеркнул Евгений Семенов.
ЦИК РФ подготовила памятку для представителей средств массовой информации. И сейчас от СМИ многое зависит, поскольку информирование и агитация проходят во многом через средства массовой информации.
СМИ, в период информирования, занимаются предвыборной агитацией. Иногда это приводит к приостановлению их деятельности. Надо помнить, что ответственность для СМИ может наступить в случае, если оно прямо агитирует или более одного раза публикует материалы, которые содержат признаки предвыборной агитации, - предостерег эксперт.
Специфика настоящего времени такова, что количество просмотров интервью Президента ниже, чем число комментариев к нему, которые появились в СМИ и соцсетях. Самое сложное – почувствовать ту грань, где кончается эксперт и начинается пропагандист и наоборот.
Сама система выборов сложилась, она понятная и работающая. Я бы попросила СМИ обратить внимание избирателей на дистанционное электронное голосование. Надо разъяснять избирателям, что процедура ДЭГ легитимна и защищена.
Проблема новых СМИ в том, что их деятельность не регламентирована. Позиция одних - не размещать политическую рекламу и блокировать ее. Другие – традиционно политизированы, но из них ушли люди. Остался мой любимый телеграм. Но пользователь открывает телеграм и видит там "политическую помойку". Мы должны что-то поменять в законах, нужен закон о блогерах, закон о политической рекламе в телеграм.
Недоброжелательные участники вталкивают в повестку параллельную тематику, заведомо конфликтную и провокационную, для создания общей атмосферы недовольства.
Мы живем в мире конвергентных медиа. Нет больше деления на традиционные и новые медиа. Традиционные медиа взаимодействуют с сетевыми новыми медиа. Новые медиа передают свои продукты традиционным медиа. Конвергентный мир медиа формирует то, что мы называем медиатизация реальности и это обстоятельство важно учитывать при организации избирательного процесса, - подытожил Евгений Семенов.