Комментарий к докладу Ассоциации «НОМ» «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 г.: итоги общественного наблюдения»:
На площадке Общественной палаты РФ 27 марта 2024 года состоялось обсуждение тезисов доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» под названием «Выборы Президента Российской Федерации 15-17 марта 2024 г.: итоги общественного наблюдения», в котором отражены многие юридически значимые аспекты состоявшихся выборов Российского главы государства.
В пункте 3 совершенно обоснованно обращено внимание на вклад общественного наблюдения в обеспечение законности и соблюдение избирательных прав граждан, который следует признать весьма значительным. Наблюдатели получили возможность как визуально фиксировать ход голосования и то, имеют ли место нарушения, так и находясь на точно определённом месте, производить фото- и видео-съемку, а значит предотвратить некоторые правонарушения в сфере избирательного права. Именно поэтому, на мой взгляд, и на это указано в п. 5 доклада, снизилось число фейков, ибо их очень легко стало возможным развенчать, а значит сделать вброс фейка неэффективным.
Согласен я и с позицией, выраженной в пункте 2 Доклада о максимально полном обеспечении правовой базой возможностей граждан реализовать активное избирательное право. Многообразие всех форм голосования было воплощено именно в Нижегородской области. Наш регион стал одним из субъектов РФ, в которых избиратели получили право на дистанционное электронное голосование. Именно в этой форме я выразил свою волю и могу отметить, что это не просто удобная модель голосования, но и такая модель, которая позволяет обеспечить личную безопасность избирателя, оградить порчу избирательных бюллетеней. Мне удалось проголосовать очень оперативно - всего за 4 минуты, хотя знаю, что в результате хакерских атак у многих граждан возникали трудности с голосованием. Многие мои знакомые поделились тем, что проголосовали посредством ДЭГ. Но и другие формы голосования были всецело использованы у нас в регионе. Очень многие избиратели пришли на участки для голосования или голосовали вне помещения для голосования. Наблюдая за голосованием в ситуационном центре Общественного штаба Нижегородской области по наблюдению за выборами, могу однозначно констатировать, что явка на выборах была очень высокой. Граждане приходили голосовать целыми семьями.
Далее хотелось бы акцентировать внимание на пункт 1 Доклада, подчёркивающий проведение общефедеральных выборов Президента РФ таким образом, что отсутствуют значимые нарушения избирательного законодательства, что в том числе свидетельствует о легитимности их результата. Действительно, работа в Общественном штабе показала на минимально низкий уровень обращений на горячую линию о нарушениях избирательных прав. Что же касается реальных нарушений избирательных прав, то они имели место со стороны лиц, желающих дестабилизировать ситуацию с выборами, подорвать доверие к выборам. Выезжая на избирательные участки, наблюдая за голосованием из ситуационного центра могу сказать, что никаких нарушений мной визуально не фиксировалось.
Часть доклада посвящена направлениям совершенствования избирательного законодательства в условиях современных вызовов. И здесь я не могу не согласиться с рядом тезисов.
Во-первых, следует поддержать идею введения на законодательном уровне юридической ответственности для физических и юридических лиц за публичные призывы к умышленной порче бюллетеней и воспрепятствование избирательному процессу. При этом стоит учитывать правовые последствия таких призывов - признание бюллетеней испорченными и т.д.
Видится крайне важным и способствующим укреплению доверия к выборам, предложение о предоставлении участникам ДЭГ, не сумевшим получить бюллетень или получившим, но не сумевшим завершить голосование права проголосовать на избирательном участке. Главное - исключить возможность двойного голосования и иные нарушения.
Ну и наконец, не могу не отметить инициативу о расширении практики проверки состояния помещений для голосования членами общественных штабов. Верно отмечено, что необходимо осуществлять такую работу по согласованию с участковыми и территориальными избиркомами. При этом нужно продумать подтверждение статуса члена общественного штаба, возможно, по аналогии с направлением наблюдателя. Это позволит дополнительно легиттмировать деятельность по проверке хода голосования.