Новости Общественной палаты Нижегородской области

Константин Каргин о докладе НОМ «Общественное наблюдение на выборах Президента России - 2024»

Экспертный комментарий члена Общественного штаба Нижегородской области по наблюдению за выборами, исполнительного директора-руководителя аппарата НРО ООО «Ассоциация юристов России» Константина Каргина к Докладу Ассоциации НОМ.
Анализируя доклад Ассоциации "Независимый общественный мониторинг" Общественное наблюдение на выборах Президента России - 2024: инструменты, инфраструктура, практики, хотелось бы отметить его ключевые посылы, лежащие в правовой плоскости. Важнейшим тезисом, отраженным в докладе является признание общественного наблюдения институтом, действующим в рамках правового поля. Справедливость этого посыла несомненна, ибо в настоящее время законодательно чётко определены права, ограничения и запреты для наблюдателей, что ставит их в правовые рамки.

При этом главным правом обозначено право наблюдателя находиться как в помещении для голосования в период голосования и до момента получения сообщения о принятии вышестоящей комиссии протокола об итогах голосования.

Также, несомненным достоинством избирательных процедур становится является закрепление возможности избирателя контролировать процесс голосования вне помещения для голосования. У нас в Нижегородской области этой традиционной формой голосования хотели бы воспользоваться многие избиратели, имеющие проблемы со здоровьем. Следует признать, что закрепление данного права демонстрирует открытость процедуры голосования.

Признание в докладе острым вопросом введения в правовое регулирование возможности наблюдателей осуществлять фото- и видеосъемку с определёнными ограничениями, показывает не на ущемление интересов наблюдателей, а на обеспечение прав избирателей, что будет легитимировать процесс голосования. Ведь действительно, если наблюдение будет осуществляться строго с мест определённых председателем участковой комиссии, то это снизит возможность нарушений тайны голосования и неправомерного доступа к персональным данным как конфиденциальной информации. Таким образом, вводимые нормативные регуляторы способствуют легитимизации выборов, что верно отражено в представленном докладе.
Выборы 2024