С докладом «О проблемах организации дистанционного образования учащихся в Нижегородской области», которые были выявлены в 2021 году в ходе работы комиссии Общественной палаты Нижегородской области по вопросам развития образования и культуры, выступил председатель комиссии Общественной палаты Нижегородской области по вопросам развития образования и культуры А. А. Лапшин. Были озвучены основные проблемы дистанционного обучения, которые вызывают обеспокоенность и у преподавателей, и у родителей.
По инициативе региональной Общественной палаты в январе-марте 2021 года был проведен ряд круглых столов, в ходе которых обсуждались вопросы, связанные с влиянием дистанционного образования (на которое в связи с распространением новой коронавирусной инфекции по всей стране были вынуждены перейти учебные заведения в марте 2020 года) на качество образования, психоэмоциональное и физиологическое состояние детей. Отдельной темой затрагивались вопросы по готовности школ и семей к такому формату обучения. Безусловно, темы дистанционного образования, внедрения цифровых образовательных сервисов и ресурсов в структуру образовательных программ, создания цифровой образовательной среды не потеряли и сейчас свою актуальность, и вызывают сильную обеспокоенность всего родительского сообщества. Члены Общественной палаты, представители органов исполнительной власти, руководители общеобразовательных учреждений, представители родительского сообщества, эксперты постарались ответить на целый ряд вопросов: Насколько система образования в целом оказалась готова к переходу на дистанционное обучение? Насколько готовы преподаватели к реализации образовательных программ в дистанционном формате?
Готовы ли общеобразовательные учреждения к реализации в удаленном формате образовательных программ? Имеются ли необходимые материальные и технические возможности у семей по дистанционному обучению? Имеется ли возможность обеспечения каналов связи с необходимой скоростью передачи данных в семьях и школах? Как влияет дистанционное образование на физиологическое и психоэмоциональное состояние детей? Какие существуют каналы и платформы для организации работы, требуют ли они расходов или доступны на бесплатной основе? Насколько предлагаемые форматы обучения соответствуют требованиям федеральных стандартов? Есть ли, и если есть, то как устроена обратная связь, система оценивания? … и многие другие.
По результатам круглых столов, обсуждений в среде профессионального сообщества, экспертных мнений, результатов социологических опросов были сделаны основные выводы:
1. Анализ результатов работы общеобразовательных школ в режиме карантина и самоизоляции подтвердили выводы других исследований о недостаточной готовности системы общего образования к организации дистанционного обучения в связи: с практическим отсутствием у учителей опыта онлайн-обучения; недостаточностью как в школах, так и в семьях достаточного технического обеспечения и оборудования для организации рабочего места учителя и учащихся; несформированностью в школах банков цифровых образовательных ресурсов; фактическим отсутствием системы методической и технической поддержки учителей при проведении дистанционного обучения.
2. Эффективность дистанционного обучения в условиях самоизоляции в значительной мере обусловлена психологической готовностью, мотивированностью и организованностью учащихся и родителей. Однако результаты социологических опросов показывают, что данные показатели нуждаются в повышении, что требует формирования системы психологической, методической и технической дифференцированной поддержки родителей и учащихся.
3. Довольно сложная ситуация сложилась в семьях с обеспечением доступа учащихся к образовательным онлайн-платформам с готовым цифровым контентом для выполнения учебных заданий.
4. Организационно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителей должно включать не только вопросы методики проведения онлайн-занятий с учащимися, работы с цифровыми ресурсами, но и оптимального включения родителей в процесс дистанционного обучения.
5. В России в настоящий момент существует достаточное количество доступных ресурсов для реализации основных образовательных программ общего образования дистанционно. Причем большое их количество и разброс предпочтений свидетельствует о том, что учителя достаточно свободны и самостоятельны в выборе платформ/ресурсов для своей работы. Вместе с тем для комфортности и эффективности учебной деятельности учащихся необходимо обеспечить единство требований к проведению онлайн-занятий и подходов учителей к организации самостоятельной работы детей в рамках одной школы или одной параллели классов.
6. Для качественной реализации основных образовательных программ общего образования и учебных программ по предметам в условиях самоизоляции субъектов образования требуется специальная доработка под дистанционный формат. Однако этот вопрос требует отдельной глубокой проработки как в законодательном, так и научно-методическом пространстве.
7. Большинство учителей, родителей и учащихся склоняются к тому, что содержание образования в дистанционном формате осваивается не в полной мере.
8. В условиях дистанционного обучения серьезные затруднения и у учителей, и у учащихся возникли при оценивании результатов учебной деятельности. Было выявлено, что существует противоречие между убеждением педагогов, что оценивание можно и нужно проводить, используя всевозможные системы тестирования и их неготовностью использовать для этого имеющийся инструментарий. Учителя не имеют достаточного уровня компетентности в области использования сервисов для создания онлайн-тестов. Очевидно, разрешение этого противоречия должно находиться в поле внимания образовательных организаций профессионального и дополнительного профессионального педагогического образования.
9. Дистанционное обучение детей и подростков в условиях эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID‑19) показало, что современная цифровая школа не располагает безопасными для здоровья технологиями онлайн-обучения, включая электронные средства доставки учебной информации в зависимости от возраста и состояния здоровья обучающихся. Необходимо проведение широкомасштабных многоцентровых исследований по обоснованию системы гигиенической безопасности цифровой школы с соответствующим финансированием.
В целом, подводя краткий итог, можно сказать, что современные цифровые технологии в образовательном пространстве могут выступать только как дополнение к обычному формату обучения, но никак не полноценной заменой.
К разговору подключалась министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Петрова О. В.
С учётом выявленных проблем комиссии ОПНО по вопросам развития образования и культуры и комиссии ОПНО по вопросам социальной политики и здравоохранения поручено разработать проект рекомендаций по вопросу организации дистанционного образования учащихся в Нижегородской области.
Также ОП НО планирует провести рабочую встречу представителей министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, Совета ректоров вузов Нижегородской области с руководителями образования муниципалитетов Нижегородской области по вопросу организации дистанционного обучения учащихся.
Второй вопрос повестки дня был связан с деятельностью ОП НО в связи с предстоящими 19 сентября выборами. Р. Г. Стронгин отметил, что «работа по обеспечению прав граждан в голосовании ведётся нашей Общественной палатой давно, и наблюдение во время выборов способствует доверию к самой процедуре голосования у населения». Роман Григорьевич проинформировал коллег о том, как Общественным штабом Нижегородской области по наблюдению за выборами- 2021 был реализован второй этап федерального проекта «Наблюдатель» и что планируется сделать в рамках третьего этапа. Сформирован пул кандидатов в наблюдатели. Всего во всех муниципалитетах области было проведено 185 двухдневных семинаров, обучение прошли 8608 человек. Заключены соглашения о сотрудничестве с более ста общественными организациями, а также с несколькими непарламентскими партиями. К работе штаба привлечены в качестве ассоциативных членов политологи, социологи, сформирован состав 10 мобильных выездных групп, состоящий из юристов, которым предстоит во время выборов выезжать на избирательные участки в случае обращения граждан, выстроена система взаимодействия с избирательными комиссиями всех уровней.
Деятельность Нижегородского Общественного штаба по наблюдению за выборами 2021 по реализации 2 этапа федерального проекта «Наблюдатель» признана удовлетворительной. Общественному штабу Нижегородской области по наблюдению за выборами - 2021 рекомендовано разработать план реализации III этапа проекта «Наблюдатель».
О стратегических шагах в расширении информационного присутствия Общественной палаты Нижегородской области в средствах массовой коммуникации (СМК) рассказал заместитель председателя комиссии по вопросам гражданского общества и информационной политики Н. М. Зелёный. По его словам, «меняется представление о публичности, и СМК важны и нужны как реальный инструмент в полном объеме информирующий о деятельности региональной палаты и иллюстрирующий как её активность, так и активность тех, кто в ней работает». Недавно у ОП НО появился свой Телеграм-канал https://t.me/palata52, где можно оперативно, помимо сайта, узнать последние новости, связанные с работой палаты.
О том, как идёт работа по формированию общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг при министерствах культуры, социальной политики, здравоохранения, образования, науки и молодежной политики Нижегородской области проинформировал М. Б. Орлов. Была создана рабочая группа ОПНО по формированию общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг при министерствах культуры, социальной политики, здравоохранения, образования, науки и молодежной политики Нижегородской области под руководством М. Б. Орлова, в состав которой вошли А. В. Жильцов, А. А. Меркурьев, В. В. Цывова, Е. А. Чуманкина.
Кроме того, было решено наградить за работу по популяризации природной территории Артёмовские луга на выставке «Артёмовские луга – жемчужина Нижегородского Поволжья» благодарственными письмами Общественной палаты Нижегородской области волонтёров, соорганизаторов фотовыставки: Амелькину М. А., Бахтюрину Л. А.,
Ватину О. Е., Гилфанову Л. Р., Икизли К. П., Морозову М. В., Подковырину В. М., Соколову А. Д., Чернова Я. В.
Всего в заседании палаты приняли участие 38 человек. Следующее заседание региональной палаты состоится 15 июля в формате заочного голосования.