Эксперты из разных регионов России, в свою очередь, отмечают динамические изменения в избирательных кампаниях как ведущих политических партий, так и новичков на политической арене страны. Особенно интересно наблюдать за развитием конкурентной борьбы будет в регионах, где некоторые представители новых политических партий, как, например, «Новые люди», уже смогли заручиться поддержкой избирателей на региональных и местных выборах.
В Нижегородской области региональные отделения партий также активно ведут избирательные кампании в борьбе за своих избирателей, в рамках участия в выборах в Государственную Думу, так и в выборах в Законодательное Собрание Нижегородской области. Партии все чаще используют современные информационно-коммуникационные технологии в процессе взаимодействия с обществом, обновили состав, названия («Справедливая Россия»), ориентируются на взаимодействие с молодежью. Трудно отрицать усиление политической активности как уже опытных политических игроков, так и новичков. Однако также трудно и делать прогнозы относительно того, насколько эти действия будут эффективными в конечном итоге, приведет ли возрастание политической конкуренции к реальным изменениям в составе российского парламента, а также в составе региональных парламентов.
Серьезные сдвиги возможны только в случае усиления интереса общества к участию в выборах как инструмента выражения доверия или недоверия политической власти, инструмента легитимизации власти. К счастью, россияне не слишком политизированы, что позволяет сохранять довольно устойчивое политическое развитие и сбалансированное взаимодействие между властью и обществом, однако и излишняя пассивность, абсентизм может в конечном счете сыграть злую шутку с российской демократией и плюрализмом. Большинство избирателей не видят существенных различий между политическими партиями и их программами, идеологическое многообразие лишь видимое, а ряд ниш в идеологическом пространстве уже долгое время остаются вакантными (речь идет о правых, прежде всего), что может быть вполне связано и с отсутствием запроса общества на эти ценности, а также с искажением классического понимания правых и левых ценностей в современной России.
Люди чаще всего голосуют не за партию и ее идеологию, они голосуют за лидеров. Если в новых политических силах, да и в старых тоже, не появятся новые политические фигуры, способные вызвать интерес и доверие граждан, то дальнейшая конкуренция между партиями будет бессмысленной, ничего не изменится. Партии возьмут свои привычные голоса, а новых избирателей не привлекут. Иными словами, рост политической конкуренции на выборах – это прекрасно, но без качественного обновления самих партий, без совершенствования методов работы с избирателями, без усиленной работы по формированию позитивного образа партии и возможности что-либо изменить, эффект от политической конкуренции для избирательной системы и для страны в целом будет минимальным.