Из истории вопроса. В 2007 году Общественная палата Нижегородской области (ОПНО) выступила инициатором создания региональной целевой программы по подготовке рабочих кадров и специалистов для предприятий машиностроения. Губернатор и Правительство Нижегородской области поддержали эту идею, и такая целевая программа в регионе была принята. В 2010 и 2012 годах по инициативе ОПНО Программа была расширена – соответственно: «Подготовка рабочих кадров и специалистов для промышленных предприятий области», «Подготовка рабочих и специалистов для экономики Нижегородской области».
В апреле 2014 года при Общественной палате Нижегородской области создана рабочая группа по вопросу создания в регионе траектории образования от рабочего до инженера и разработке гибкой системы профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ под руководством В.Н.Цыбанева, заместителя председателя ОПНО, генерального директора Нижегородской Ассоциации промышленников и предпринимателей.
В неё вошли представители министерств образования, промышленности и инноваций, Управления государственной службы занятости населения, образовательных учреждений СПО и ВПО, предприятий промышленности, Ассоциации промышленников и предпринимателей, Общественной палаты Нижегородской области, Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, региональные СМИ.
Цель – объединение всех субъектов профориентационной работы региона для решения задач по созданию в регионе траектории образования от рабочего до инженера и разработки гибкой системы профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями учащихся и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Были выделены 6 направлений деятельности рабочей группы: «Работа со СМИ, PR», «Работа со школами», «Работа с системой СПО», «Работа с системой высшего образования», «Работа с молодежью на предприятиях», «Работа правительства Нижегородской области»; сформулированы цели и задачи по каждому направлению деятельности.
За разработку механизмов реализации поставленных задач по каждому направлению были закреплены ответственные из числа членов рабочей группы.
Механизмы и результаты реализации поставленных задач обсуждались:
1. На форуме «Великие реки» 15.05.2014 г. в рамках круглого стола «Профориентационная работа с учащимися: проблемы и перспективы» и фестиваля «Облако талантов».
Участниками мероприятий стали представители органов власти региона, НАПП, ТПП, предприятий Нижегородской области, специалисты и эксперты по профориентации, представители образовательных учреждений, родительских комитетов, а также учащиеся школ и студенты вузов Нижегородской области (более 1,5 тыс. человек).
2. На III Международном бизнес-саммите (10 – 12.09.2014 г.) в рамках панельной дискуссии «Формирование общественного заказа на подготовку профессиональных кадров для реального сектора экономики» и проекта «Открытая студия «Будущие кадры. Технологии профориентации».
Участники мероприятий: представители органов законодательной и исполнительной власти региона, РСПП и НАПП, предприятий Нижегородской области, специалисты и эксперты по профориентации ПФО и России, представители образовательных учреждений, родительских комитетов, учащиеся школ и студенты вузов Нижегородской области и ПФО.
Проект «Открытая студия «Будущие кадры. Технологии профориентации» — трехдневная образовательная площадка, направленная на повышение компетенций специалистов в области профессионального ориентирования молодежи, внедрение новых эффективных форм работы по содействию профессиональной ориентации и формированию успешных профессиональных траекторий молодежи.
Формат открытой студии предполагал работу 4 площадок: «Образовательные сессии и обмен опытом», «Конкурс среди профориентационных проектов», «Фестиваль карьеры для студентов и рабочей молодежи «Облако талантов», Фестиваль «Формула успеха».
Всего было проведено 26 интерактивных мероприятия для разных целевых аудиторий. В работе приняли участие около 2000 человек, в т.ч. свыше 250 – из 8 регионов ПФО и Московской области.
Свыше 150 специалистов прошли курсы повышения квалификации по теме: «Профессиональная ориентация выпускников 9-х классов, проживающих в сельской местности, на удаленных и труднодоступных территориях» (сертификат государственного образца, Министерство образования и науки РФ, ФГАУ «Федеральный институт развития образования»).
Кроме того, прошла презентация возможностей проекта WorldSkills Russia, как формы профориентационной работы среди учащихся, позволяющего увидеть и условия труда и качество подготовки специалистов СПО.
Экспертами выступили более 20 специалистов в области профориентации, трудовой занятости, развития карьеры, медиа и коммерции: И.А. Балахнин, генеральный директор и управляющий партнер New Media & Digital агентства Paper Planes, И.В. Бойко, председатель правления Межрегиональной общественной организации содействия профессиональной ориентации и трудовой занятости молодёжи «Молодёжная организация труда», В.А. Прокофьев, редакционный директор «РДВ медиа», преподаватель НИУ ВШЭ, Е.Ю. Пряжникова, профессор Московского городского психолого-педагогического университета, Н.С.Пряжников, доктор педагогических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Г.В. Резапкина, старший научный сотрудник ФГАУ «ФИРО»; М.В. Рейзвих, советник ректора МГГУ им. М.А. Шолохова; А.А. Фаррахов, руководитель проекта «АРТ Личность», А.Н. Фельдман, руководитель Международного центра «СЭЛЭТ»; В.А. Якуба, старший партнер кадровой компании Tom Hunt и др.
3. На пленарном заседании Общественной палаты Нижегородской области 18.02.2015 года с участием Губернатора, Председателя Правительства Нижегородской области В.П. Шанцева, Председателя Законодательного Собрания Нижегородской области Е.В. Лебедева, представителей органов государственной и муниципальной власти региона, руководителей предприятий, высших и средних профессиональных учебных заведений Нижегородской области.
4. На форуме «Великие реки» в рамках панельной дискуссии «Организация профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ, молодежи и населения Нижегородской области в современных условиях» и проекта «Нижегородский день профориентации» 21.05.2015 г.
Участниками мероприятий стали представители органов законодательной и исполнительной власти региона, НАПП, ТПП, предприятий; специалисты и эксперты по профориентации Нижегородской области и России, представители образовательных учреждений, родительских комитетов школ, СМИ.
Участники дискуссионных площадок обсудили широкий спектр вопросов, связанных с организацией в современных условиях профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ, молодежи и населения Нижегородской области, рассмотрели современные тенденции в области профессиональной ориентации; положительный опыт создания условий для профессионального самоопределения учащихся, накопленный в региональной практике и в России.
5. В ходе III Всероссийской заочной научно-практической Интернет-конференции по вопросам формирования кадровой политики и ранней профориентации «Технологии осознанного выбора будущего» в рамках четвертого Международного бизнес-саммита.
В конференции приняли участие руководители и педагогические работники образовательных организаций общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования, руководители муниципальных органов управления образованием, представители научного сообщества, специалисты методических служб, руководители промышленных предприятий.
17 сентября 2015 года Совет Палаты принял решение:
1.Признать деятельность рабочей группы ОПНО по вопросу создания в регионе траектории образования от рабочего до инженера и разработке гибкой системы профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ Нижегородской области удовлетворительной.
2. Продолжить практику организации дискуссионных площадок по актуальным проблемам профориентации на региональном и государственном уровнях.
3. Рекомендовать вузам Нижегородской области, имеющим базовые кафедры на предприятиях Нижегородской области, создать Совет по обобщению и распространению опыта.
4. Продолжить профориентационное направление в рамках деятельности рабочей группы ОПНО под руководством А.Г. Литвака, председателя комиссии ОПНО по вопросам развития науки, образования и культуры.
По итогам всех мероприятий и в целях дальнейшего совершенствования работы по профессиональной ориентации и поддержке профессионального самоопределения учащихся был разработан пакет предложений для субъектов профориентационной работы, в т.ч. и федерального уровня.
В целом, реализация мероприятий позволила:
– отметить, что организация работы по профессиональной ориентации в регионе – это часть общего процесса социализации личности, воспитания конкурентоспособного и успешного человека, целенаправленного развития у него способности к жизненному и профессиональному самоопределению, что невозможно осуществить вне сферы образования. При этом система образования должна не только обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий (от рабочего до высококвалифицированного специалиста), но и ориентировать на конкретную ситуацию на рынке труда и потребности рынка труда в будущем;
– выявить точки роста в сфере сопровождения профессионального самоопределения учащихся в регионе:
Ú на основе частно-государственного партнерства созданы и активно развиваются 25 ресурсных центров, оснащенных современным учебным, лабораторным и производственным оборудованием;
Ú внедряется новая инфраструктура, направленная на кадровое сопровождение инвестпроектов;
Ú на предприятиях внедряются новейшие производственные технологии, позволяющие создавать высокопроизводительные рабочие места и проводить оптимизацию численности низко квалифицированных работников;
Ú функционируют центры подготовки рабочих кадров в машиностроении, атомной промышленности, сельском хозяйстве и переработке продукции агропромышленного комплекса, судостроении и судовождении, металлургии, информационных технологиях, системах связи и т.д.;
Ú создаются учебные участки на современных предприятиях, где проходят практику студенты;
Ú внедряется дуальная модель образования – обучение на рабочем месте;
Ú накоплен опыт поддержки профессионального самоопределения учащихся в сетевом объединении с участием представителей органов исполнительной власти, региональной системы образования, отраслевых объединений работодателей, представителей бизнес-сообщества;
Ú прирастает опыт организации технологического образования учащихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения;
Ú создан региональный центр кадрового сопровождения инвестиционных проектов при министерстве образования;
Ú развивается спектр системы дополнительного образования с акцентом на взаимодействие с реальным сектором экономики, что позволяет учащемуся самому определиться в своем профессиональном выборе;
Ú проводится региональный конкурс поддержки научно-исследовательских проектов школьников (в частности, реализуется уникальный для России проект школьных STEM-центров по выполнению научно-исследовательских работ совместно с исследовательскими лабораториями вузов и учреждений Российской Академии наук под руководством молодых кандидатов наук и аспирантов);
Ú своевременно корректируются образовательные программы в соответствии с запросами бизнеса;
Ú создан образовательно-производственный кластер "Нижегородское Заречье";
Ú регулярно проводится обсуждение проблемы профориентации среди учащихся школ с использованием разнообразных интерактивных форм работы с разными целевыми аудиториями на мероприятиях местного, регионального, федерального, международного уровней объединенными усилиями всех субъектов профориентационной работы в регионе;
Ú сформирован единый региональный план работы по профориентации и др.
В проекте принимали активное участие молодые члены Общественной палаты Нижегородской области. Именно благодаря их активности на мероприятия международного уровня по профориентации («Великие реки» 2014 г. и 2015 г. и Международный бизнес-саммит в сентябре 2013 г., 2014 г., 2015 г.) удалось привлечь до 15000 учащейся молодежи.
Вместе с тем, несмотря на накопленный опыт и положительные тенденции деятельности по профессиональной ориентации молодежи, еще нерешёнными остаются следующие проблемы:
– кадровый дефицит рабочих и специалистов;
– низкая привлекательность профессионального технического и научно-технического образования для выпускников школ;
– низкий уровень пропаганды рабочих и инженерных профессий, слабо выражена координирующая роль государства в формировании престижа рабочих профессий и специалистов промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
– рассогласование профессиональных предпочтений учащихся с потребностями рынка труда по наиболее востребованным профессиям;
– отсутствие чётких организационно-управленческих и финансово- экономических механизмов регионального сетевого взаимодействия образовательных организаций в сопровождении профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывности образования;
– недостаточная координация действий субъектов профориентации: специалистов в области сопровождения профессионального самоопределения учащихся, представителей органов исполнительной власти, отраслевых предприятий, представителей бизнес-сообщества, привлекаемых в качестве внешних экспертов к решению задач профессиональной ориентации учащихся;
– отсутствие единых требований для образовательных организаций по проведению и оценке результатов профориентационной работы;
– отсутствие единого регламента, обеспечивающего преемственность профориентационной работы между всеми ступенями образования;
– неразвитость инфраструктуры учреждений СПО (строительство общежитий, спортивных, культурных и медицинских учреждений для привлечения молодежи из районов Нижегородской области, из близлежащих регионов и стран ближнего зарубежья);
– несовершенство нормативно-правовой базы;
– «подушевое» финансирование школ и др.